15 декабря 2009 г.

Метафоры для тренингов


Это небольшая копилка метафорических образов для разных ситуаций в тренинге. Она будет постоянно пополняться.

Метафоры находят применение в различных сферах: от детских сказок, где добро побеждает зло — лягушка становится принцем, до бизнеса, где постоянно пробуждаются воинственные настроения и объявляется «мобилизация». Большинство ежедневных замечаний являются обычными метафорами, которые многие охотно используют, если изложение сути дела или сложные объяснения могут только внести путаницу или оттолкнуть собеседников.

Метафора — это "скрытое сравнение", иносказание, в котором объекты описываемой реальности, связи и отношения между ними заменяются иными, сохраняя при этом и подчеркивая главные с точки зрения генератора метафоры характеристики отображаемых в ней реальных объектов и их отношений.


Метафоры могут оказывать влияние на людей благодаря заложенной в них структуре. Метафора – мощный инструмент изменения сознания. Если нужно человеку донести, то чего он не понимает или не принимает (без споров и обсуждений) – лучшего инструмента не придумать!

Что даёт метафора в тренинге?

Удачная метафора:
  • создаёт гораздо более запечатлевающийся и понятный образ, чем голые логические схемы или построения;
  • позволяет бессознательному самому определять значения и находить ресурсы;
  • стимулирует решение проблем, творческий подход и появление новых мыслей и образов, помогает не только увидеть ранее не осознаваемые компоненты реальности, но и/или прийти к такому ее видению, которое поможет изменять ее в желательном направлении (например, увидеть пути решения проблемы), оказывая эффект смены рамки или выхода за её пределы;
  • снимает напряжение в конфликтных и сложных ситуациях;
  • благодаря яркости, сюжетности и образности, повышает уровень вовлеченности человека в процесс постижения и усвоения знаний или навыков, поскольку участник непроизвольно включается в образ, иногда даже становится его частью, проявляет любопытство и к форме, и к содержанию метафоры, к его расшифровке;
  • преодолевает или смягчает возможные психологические защиты, возникающие, как естественная реакция на психологическое вторжение, и одновременно выполняет защитную функцию (метафора — это всегда “как бы”, не совсем “по-настоящему”, а значит — безопасно; метафора всегда многозначна и может быть интерпретирована по-разному, за ней можно “укрыться”, если описываемая реальность является значимой или травмирующей, или когда описание в прямой рациональной форме представляется человеку психологически небезопасным);
  • обладает высокой операциональностью, усиленной игровым потенциалом, заложенным в её “как бы”: можно развивать метафорический образ словесно или в рисунке, метафору можно инсценировать и развивать драматическое действие в соответствии с логикой её персонажей, объектов, их отношений на тренинговых сессиях и т.д.

Закрытые и открытые вопросы

В ситуации деловых переговоров, если партнеры увлекаются закрытыми вопросами, проверяя свои гипотезы, и не давая раскрыться партнеру, что происходит? Поле неизвестного заполняется крупинками проверенной информации, как мишень в тире ямками точных попаданий. Сколько нужно времени, чтобы изрешетить всю мишень?


Обратная связь

Подобна зеркалу во всю стену в балетном классе, которое помогает проверять все свои движения у станка.


Рамки сознания и иерархия

Как только люди начинают отношаться, у них сразу выстраивается иерархия. Если низкоранговой обезъяне в стае шимпанзе дать красивую блестящую алюминивую канистру, то само обладание этой канистрой поднимает её статус в стае. Автоматически. Но т.к. люди вроде умнее обезьян, то им достаточно просто рассказывать, что у них есть такая канистра. Более "низкоранговые" слушают этот треп, и начинают сбиваться в стайки вокруг авторитетов.
eve545


Мелочи важны

«Дьявол в мелочах», — говорят арабы. «Бог в мелочах», — говорят христиане. И те, и другие правы. Если вы не уделяете внимания деталям, за ними прячется дьявол. Если вы отдаёте им должное, в них являет себя Бог. Вам решать, чем они станут для вас.
И.К. Адизес «Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей», М.: Альпина-Букс, 2008.


Нетерпеливость/поспешность в освоении навыка

Если вы смотрите только на результаты, вы похожи на ребёнка, который, осваивая музыкальный инструмент, старается сразу играть быстро. Если при этом он ещё не овладел формой — нотами и аппликатурой – он будет то и дело ошибаться. Поэтому — не спешите. Сначала научитесь играть правильно – овладейте формой. Умение играть быстро придёт следом за ней.
И.К. Адизес «Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей», М.: Альпина-Букс, 2008.


Синдром «дохлого лося»

Злободневные вопросы не обсуждаются. Американцы называют это «синдромом дохлого лося»: все знают о наболевшем, но предпочитают говорить на другие темы. Дохлый лось валяется посреди конференц-зала, на виду у всех, он разлагается, невыносимо смердит, но все, как ни в чём ни бывало, продолжают обсуждать незначительные детали, делая вид, что ничего не замечают. Почему люди не обращают внимания на «дохлого лося»? Потому что это равносильно политическому самоубийству. Лучше держать язык за зубами. Будьте бдительны! Если люди молчат, это не значит, что им нечего возразить. Они могут просто бояться открыть рот.
И.К. Адизес «Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей», М.: Альпина-Букс, 2008.


Наказание виновного (для руководителя)

Представьте, что вы указываете пальцем на виноватого. Взгляните на свою руку. Указательный палец направлен на того, кто вас прогневал. А большой палец направлен к небесам и указывает на Бога. Не всё зависит от того, кому вы намерены устроить взбучку. А что делают остальные пальцы? На кого указывают они? На вас! Сделали ли вы все зависящее от вас, чтобы тот, кого вы избрали козлом отпущения, добился успеха? Или вы рассчитывали автоматически получить то, что взбрело вам в голову и отправили своего подчинённого под пули с игрушечным пистолетом?
И.К. Адизес «Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей», М.: Альпина-Букс, 2008.


Управление временем

Раскладная линейка, которая складывается с разных сторон по несколько раз.

— Посмотрите, это 70-сантиметровая линейка. В среднем человек живет 70 лет. Так что эта линейка — линия вашей жизни. Сейчас вам в среднем 30 лет (складываем первые 30 см), вы будете работать до 60 лет (складывает последние 10 см.). У вас остается всего 30 сантиметров. Вы считаете это много? Я так не считаю… Вычтем время на сон, еду и дорогу... Сколько у Вас остаётся? Так зачем же попусту тратить своё время?


Потребности клиента

Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червяков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба.
Дейл Карнеги


Интонации в голосе

Полярная ночь — ночь с октября на апрель. Центральная Колыма. Когда вы работаете со станции с почти сдохшими аккумуляторами, то их мощи хватает лишь на то, чтобы вытолкнут в эфир первые несколько слов. Поэтому ваши собеседники с советской полярной станции или китайской секретной подводной лодки вам кричат:

— Ты идешь с затуханием!

То есть: они четко слышат первые слова, а потом твой голос растворяется треске радиозаполярья. Все ясно. А перед тем, как снять и поставить на зарядку уже лишь условно живые аккумуляторы, ты снова жмешь тангенту своей гарнитуры и говоришь совсем коротко:

— Всем спасибо! Семьдесят семь!

Такой недостаток — затухание — есть у многих продавцов. Они начинают четко выговаривать начало предложения, но, добираясь до точки, их голос бледнеет.

Другим вариантом этой беды является затухание к концу разговора. Этим отличается еще большее число продавцов. Начинают во здравие, завершают за упокой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий