14 декабря 2009 г.

Походный набор тренера

Нет предела совершенству!
Кто-то из перфекционистов сказал

Практически у каждого тренера есть свой набор вещиц, которые помогают при проведении обучения. Многие педагоги и андрагоги используют в своей работе повседневные вещи необычным образом. Спустя семь лет с начала моей работы в качестве тренера, я решила обобщить накопленное и увиденное у других. Спустя 11 лет, я ещё дополнила этот список и делюсь им здесь.

Я делю эти «штуковины» на вспомогательные, специальные и технические. Безусловно, они могут пригодится не все сразу и не всем сразу. Но вместе или по отдельности — они существенно экономят время и облегчают жизнь тренера. Первые две категории собирались и отбирались по принципу — много места не занимать и быть максимально полезными.

В целом, по опыту приходится признать, что никогда не угадаешь, какая часть из припасенного понадобится. Как правило, пригождается около 50-60% от взятого. Но муки сомнений (to take or not to take?) перед сборами на тренинг и увесистый рюкзачок за плечами всегда перевешивают в той или иной степени оправдывающиеся опасения, что организаторы что-нибудь забудут, не найдут или перепутают. И чем масштабнее мероприятие, тем больше приходится полагаться на себя.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

К вспомогательным отношу всяческие приспособления, которые организаторы не всегда исправно поставляют на тренинг. Всегда полезно иметь с собой «аварийный» набор:

  • бумажный скотч (малярная лента): узкий и широкий — расклеивать по стенам исписанные листы, проводить ими по полу разделительные линии и т.д.
  • Tack-It — Removable Adhesive (специальная глина-липучка) — её отличительное достоинство в том, что она практически не оставляет следов на поверхности стен и может использоваться много раз для прикрепления бумаги практически к любым поверхностям. Нужно только не забыть снять ее после работы. На моей практике встречалась белая, серая и зеленая липучка. Как правило, её можно найти в канцтоварных магазинах и аналогичных отделах крупных супермаркетов, в магазинах для детского творчества и поделок. Может иметь и другие названия — Adhesive Tack (английский), Häftmassa (шведский), Klebemasse (голландский), Tarramassa (финский). Вещь очень удобная, универсальная и надежная. Особенно если забыли скотч или он не влез в ваш чемодан.
  • мини-резка для бумаги — для быстрой резки листов флип-чарта или ватмана на части для работы малых групп, более быстр и удобен в работе с большими листами, чем ножницы. Я использовала американское чудо-приспособление для вскрывания писем с металлическим режущим краем, но и обычный канцелярский нож тоже удобен. Сейчас нашла ещё один прекрасный вариант: стропорез, которым пользуются скай-дайверы.
  • небольшие ножницы со скруглёнными кончиками
  • степлер, скобы и антистеплер
  • маленький дырокол
  • клей-карандаш
  • линейка
  • колокольчик — иногда вожу с собой несколько разных.
  • таймер — обычный кухонный таймер (по опыту, намного удобнее будильника): позволяет выставлять время точно, на небольшие отрезки времени, а также своим звонком напоминает группе, что время истекло. Те же, кто не любит возить с собой лишнее, могут скачать себе таймер для ноута в формате pps .
  • набор «аварийных» маркеров — не всегда маркеры на месте тренинга пишут хорошо или их может не хватать на всех при работе в малых группах. В мой обычный «аварийный» набор входит косметичка четырехцветных маркеров (красный, синий, зеленый и черный) — по три каждого цвета. Для меня это постоянно обновляемый must have — не счесть сколько раз они меня спасали.
  • шариковая ручка/карандаш — на заре туманной юности использовала их для нанесения на лист флип-чарта или ватмана объемных по информации схем и таблиц. Для начинающих тренеров — сущее спасение. Издалека участники не видят рисунков и надписей, а вы можете спокойно их читать, обводить и… создавать впечатление, что вы эту информацию знаете наизусть.
  • клейкие memo-стикеры — разных цветов и размеров, очень удобны для экономии времени, если вы планируете делать заготовки (заранее написанные схемы, рисунки и пр.). 
  1. для закладок: наклеиваю их на края листов флип-чарта с заготовками и крупно подписываю. Таким образом, чтобы найти быстро нужный лист, достаточно взяться за нужную закладку сбоку и перелистнуть на нужное место. Заготовки порой сильно экономят время на насыщенном информацией и отработками тренинге. 
  2. для стимуляции обратной связи от каждого: для заданий, где вы обязательно хотите, чтобы обратную связь дал каждый участник. Например, группа по-очереди слушает каждого участника и каждый в круге затем передаёт ему стикер с комментариями "хорошо" и "зоны роста". 
  3. для сбора и проверки ожиданий от тренинга: например, при использовании «Дерева ожиданий» участники пишут на них свои ожидания и наклеивают на рисунок дерева, а в конце тренинга перевешивают те ожидания, что сбылись вниз, как созревший урожай яблок. То, что не сбылось, остаётся на дереве и участники комментируют, почему.
  • 5-метровый шнур/веревка — для всяких игр типа "Электрическая изгородь", "Треугольник, ромб, квадрат",  "Бабский узел" и т.п.
  • коробочка со швейными булавками (например, для прикалывания к одежде карточек с именами, если нет бейджей).
  • папка с цветной бумагой — я обычно беру с собой по 5-10 листов 5-6 разных цветов. Например, использую их для демонстрации блоков тренинга в начале и отслеживания пройденного вместе с группой по ходу и в конце. Сильно облегчает восприятие, особенно визуалам. Если есть очень важное в тренинге (например, индивидуальные зоны роста каждого участника), могу раздать листы жёлтой бумаги для этих записей. Прекрасно приковывает внимание и запоминается намертво.
Замечательно, если организаторы смогут вам также обеспечить хотя бы полпачки чистой бумаги для записей. Тоже никогда не бывает лишней.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
У каждого тренера свой набор таких «штучек». Опишу те, с которыми работаю сама. По опыту, такие «особые штучки» собираются постепенно, обрастают воспоминаниями и мифами, а находят их тренеры где угодно: в детских магазинах, в сувенирных лавках на отдыхе и на работе, в аптеках и в супермаркетах — короче говоря, везде.

Каждый раз, знакомясь с новым тренером, я обязательно сую нос в его «запасы» — всегда найдется нечто необычное, интересное и полезное. Вот, например:

  • мячики — одно их главных и почти универсальных приспособлений в нашей работе. У меня их несколько:
  1. для релаксации/успокоения: маленький деревянный шарик со скругленными шипами, а также прочие деревянные «каталочки», работающие с акупунктурными точками, небольшие резиновые шарики с шипами от 3 до 5 см в диаметре — из зоомагазинов и "Для душа и души";
  2. для активизации: резиновые мячики с большими мягкими шипами от 8 до 12 см в диаметре — обычно их можно найти в отделах, торгующих игрушками для новорожденных (на развитие мелкой моторики) — тем, кто борется с недосыпом; был ещё замечательный пластиковый мяч для шведского хоккея на траве — полый с круглыми сантиметровыми дырочками, участники в него любили пальцы просовывать;
  3. для упражнений, где требуется передача слова от участника к участнику: мягкий кожаный мячик с начинкой из синтепона, а также тряпичные мячики с начинкой из пластиковых гранул. Некоторые из друзей-тренеров вместо таких мячиков использовали забавного медвежонка с такими же гранулами внутри или сердечко с ручками, что очень способствовало снятию напряжения в начале работы группы.
  4. для активных двигательных упражнений: мячики для большого тенниса — используются в играх и упражнениях, где нужно, чтобы мячик активно отскакивал от поверхностей или его было удобно быстро передавать/перекидывать; небольшой резиновый мячик — например, для игры в «Вышибалы» (детская народная игра), для деления группы на две части — выгодно отличается от теннисного тем, что более эластичен и при попадании не оставляет синяков.
  • цветные карточки — еще одна, безусловно, удобная и универсальная «помогалка». Я их обычно нарезаю из вышеупомянутой цветной бумаги:
  1. чистые разноцветные карточки размером ¼ формата А4: для деления на группы (по цвету), объяснения схем из блоков (например, отмечаю ими пройденные этапы работы), игр на знакомство (например, когда участники пишут факты из своего детства) и т.п., — в общем, когда важно, чтобы было написано крупно.
  2. готовые карточки: карточки с притчами, с описанием игр, с блоками схем, с элементами заданий в играх и т.п. Обычно, беру карточки игр и притч с запасом — не только те, которые заложены в планах, но и «на всякий пожарный».
  • необычные вещи: один из моих друзей повсюду возит универсальный мешочек с небольшими морским камнями. Он его использует для релаксации участников, передачи слова, мешочек даже «продавали» друг другу на тренинге по навыкам коммуникации.
  • ситуативные вещи: как правило, к ним относятся материалы, необходимые для проведения той или иной игры. Некоторые можно заранее попросить приготовить организаторов (например, спички, веревки, одноразовую посуду или игральные карты), некоторые приходится везти самой — например, монеты разного достоинства, разных стран я использую в тренингах продаж, фандрайзингу (привлечению средств), тендерам и пр.
Как я эти сокровища храню и, уж тем паче, перевожу, поинтересуется кто-то из вас. Храню в большой специальной коробке — даже такие обычные вещи как степлер и маркеры — чтобы вовремя сборов не метаться и не бежать в магазин.

Что касается перевозки, то на местные тренинги (на месте) беру небольшую квадратную корзину, куда все складываю — так удобнее копаться в вещах во время тренинга, а иногда выставляю её с мячами на середину, что вызывает оживление среди участников. Редко кто удерживается от того, чтобы ещё до начала тренинга не сунуть туда нос и выцепить себе что-то для рук и души.

На тренинги в других городах беру обычно отдельный небольшой рюкзачок (походную тренерскую торбу), что позволяет ничего не забыть ни до, ни после тренинга.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДРУЗЬЯ ТРЕНЕРА
Еще одну категорию «друзей» каждого тренера обойти вниманием невозможно. С ними так часто работают, что нет необходимости убеждать вас в их полезности. Некоторые приспособления мне обеспечивают по месту проведения тренинга, некоторые я вожу с собой сама. В просторечии учителя их часто называют ТСО (технические средства обучения).

Прокомментирую только те из них, которые обычно использую я или мои коллеги. Итак,

  • видеокамера, телевизор и видеомагнитофон — традиционно для тренингов по коммуникации, влиятельности, переговорам и т.п.;
  • цифровая камера — при наличии портативного компьютера и мультимедийного проектора позволяет в конце тренинга/дня устроить коллективный просмотр отснятых за день фотографий; при наличии принтера и фотобумаги можно распечатать каждому участнику маленькую карточку на память (групповую или персональную).
  • ноутбук/нетбук, мультимедийный проектор и экран — обычно используются для презентаций, показа слайдов; но также ноут может использоваться для набора в ходе тренинга материалов, создаваемых участниками с последующей записью на диск в конце обучения. В частности, известная олонецкая организация образования взрослых записывает на диски и материалы тренеров, и результаты работы группы, и фотографии — и раздает всем участникам на память в конце тренинга. Помимо стандартных функций эта тёплая компания гаджетов может ещё использоваться для демонстрации видеофрагментов из фильмов (про видеофрагменты в тренинге будет отдельный пост), музыки и мультфильмов во время перерывовдля просмотра старых советских мультфильмов во время перерывов на кофе.
  • флип-чарт — главное достоинство: его можно двигать! А значит, ваша группа вовсе не обязана сидеть весь треянинг глядя в одну и ту же сторону. Начните тренинг сидя спиной ко входу. После первого перерыва переставьте флип-чарт и всей группе придется повернуться вслед за вами к другой стене. Вам обеспечено, как минимум, удивление, и, как максимум, возросшая активность и нестандартный подход. Иногда за день тренинга я поворачиваю группу по 5-6 раз в разные стороны.
Обычно, после составления плана тренинга я провожу ревизию того, что мне понадобится (в этом существенно помогает план тренинга, где все игры, упражнения и задания указаны, так же как и материалы к каждому из них), а потом делю список на две части: что мне могут попытаться обеспечить на месте и что необходимо везти самой. Остается только согласовать все с заказчиком и… взять с собой «аварийный набор».

Конечно, иногда приходится работать только с тем, что есть, а иногда и с тем, что ничего нет, но это уже совсем другая история.

Автор: Кира Кононович

Комментариев нет:

Отправить комментарий