9 января 2010 г.

Роли тренера (как ожидания клиента)


При "двойном" или "скрытом" заказе на тренерскую работу внешний, рациональный план запроса звучит вполне стандартно и мотивирован интересами дела (разрешить конфликт, использовать творческий потенциал сотрудников и т.п.). Второй, скрытый план, носит иррациональный характер и связан с опасениями или фантазиями по поводу тренинга или личности тренера, несколько мифологизированными ожиданиями.

Поскольку такие ожидания "второго плана" оказывают влияние на ход переговоров с заказчиком, в значительной степени определяют его реакции и, порой, приходят в противоречие с декларируемой целью работы, необходимо их учитывать.

Ниже приведён список наиболее распространённых фантазий (установок, не вполне осознаваемых ожиданий) в отношении тренера. За каждой из них стоит реальная потребность. Тренер может невольно или сознательно поддерживать эти фантазии либо работать в направлении их коррекции и контроля, искать удовлетворения (не вредящие рабочей цели), утилизовать их в интересах дела — выбор тактики взаимодействия со "вторым планом" заказа достаточно велик.

Единственное, что не может позволить себе тренер, — это игнорировать существование "подтекстов" запроса, дополнительных "сообщений" заказчика о его потребностях.

Карманный колдун: "Хочу стать волшебником, обводящим всех вокруг пальца".

Гуру: "Ты можешь сделать меня сверхгероем. Ты видишь и знаешь нечто, чего я сам не вижу не знаю".

Робот-манипулятор: "Ты будешь моими руками, и в твоём теле я войду в группу".

Дорогая игрушка: "Ты — мой символ престижа, предмет роскоши".

Психотерапевт: "Ты меня понимаешь, как никто, я тебе доверяю. Мне нужна твоя помощь".

Эхо, Альтер Эго: "Ты — моя тень. Проговаривая тебе свои мысли, я сам их лучще понимаю".

Разведчик, Соглядатай, Шпион: "Ты будешь своим среди чужих, чужим среди своих. Соберёшь для меня информацию".

Шут, Конферансье, Громоотвод, Козёл отпущения: "Ты мне нужен, чтобы на тебе разрядить напряжение (своё или сотрудников)".

Мамочка, Нянька, Жилетка: "Ты сделаешь вид, что я о них забочусь".

Эксперт, Кот учёный: "Ты мне объяснишь "по науке", что происходит".

Дело не  том, что мифология и стереотипы заказчика могут быть именно или только такими. Важно внятно и осознанно выяснить:

  1. Откуда взялись мои собственные представления о том, что ожидания, потребности заказчика именно таковы? Что указывает на такие ожидания — слова, характер вопросов, несловесные реакции, случайные реплики и т.п.?
  2. Какая тренерская роль соответствует этой потребности?
  3. Если я для себя подтверждаю свою догадку о том, "как себе представляет тренера заказчик", что я делаю дальше — своими действиями подкрепляю, нарушаю, корректирую и т.д. эти ожидания?
  4. Каковы последствия этих моих действий, моего выбора? Если я усиливаю определённые ожидания, как это соотносится с тем, что реально планируется? Как я могу скорректировать, переоформить установку?
Авторы: Леонид Кроль, Екатерина Михайлова "Тренинг для тренеров: как закалялась сталь"

Комментариев нет:

Отправить комментарий