6 февраля 2010 г.

Моя вторая книга "Игры в тренинге для ума и тела"


ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ

Идеи становятся результатами через действия.
Стюарт Хеллер, тренинг «Motion Through Life»

Одна из главных способностей и задач тренера — помогать участникам менять неэффективное привычное поведение на эффективное новое. Именно за этим люди приходят в тренинг. При этом тренеру необходимо уметь ловко обходить сознание, которое активно и изобретательно сопротивляется изменениям. Даже если участник шёл на тренинг с огромным искренним желанием измениться.

Как говорил Стюарт Хеллер, на чьём тренинге мне повезло побывать: «Действия создают привычки. Привычка — это наш внутренний бюрократ, который стремится, во что бы то ни стало, сохранить всё как есть, ничего не менять. При попытке сделать по-другому «внутренний бюрократ» сопротивляется и возвращает к привычному. Поведение трудно изменить с помощью одного только намерения, ведь оно выросло из реакции».

А любая наша реакция основана на базовом инстинкте выживания. За нашу жизнь мы накапливаем миллионы привычек — коротких и длинных программ автоматического действия. Их задача — экономить наше время, обеспечивать быструю реакцию, минуя сознание, и, как итог, гарантировать наше выживание. Поэтому так трудно менять сложившиеся привычки. Ведь это вызов нашему инстинкту выживания. Сознание неизбежно сопротивляется.

Тренеру приходится учитывать этот сознательный фильтр и придумывать способы миновать его, чтобы добраться до бессознательного, работа с которым проходит быстрее, легче и с куда меньшими погрешностями. Это позволяет и тренеру, и участникам сильно экономить время и силы, снимать многие искажения (страхи, штампы и прочие домыслы, подменяющие само делание), делать обучение максимально простым и эффективным.

Любую игру можно привязать к совершенно разным темам тренинга, минуя сознание. Правильно выстроенная игра не раскрывает сознанию сути того, что происходит. Её истинный смысл скрыт, чаще всего, за каким-либо физическим взаимодействием или другой простой и явной задачей. Важно, чтобы тренер, давая инструкцию к игре, открывал участникам явные задачи, но не сдавал с потрохами скрытые намерения игры до того, как она закончится. Иначе игра вместо пользы приносит вред обеим сторонам.

Почему? Потому, что тем самым участнику предоставляется сознательный выбор — менять привычный навык или нет. А это неизбежно открывает ворота сознательному сопротивлению, блокировке попытки измениться. Сознание сопротивляется уже тем, что даже просто замедляет работу, пытаясь обосновать необходимость того или иного действия, подвергая каждый шаг сомнению и сравнению с привычными действиями, проверенными множеством ситуаций.

Да, часто участник искренне старается помочь себе и тренеру, но при этом так же активно себе и тренеру мешает. Поэтому единственный способ обходить подобную ловушку — постоянно «пудрить мозги» сознанию с помощью скрытых задач в игре. Сознание не знает, что происходит на самом деле, не видит опасности, а значит — не видит, чему нужно сопротивляться. И оно не сопротивляется. А потом уже поздно, барьер преодолён, время и силы сэкономлены.

С подачи игры участники могут внезапно увидеть свой привычный, неосознаваемый образ действия — свой и окружающих, оценить его со стороны. Как показывает практика, больше всего человек верит собственным доводам. Это правило работает в продажах (наиболее наглядно по методу SPIN), но оно также верно и для тренингов. Когда участник в конце игры вдруг видит и осознаёт, что он на самом деле сделал, сравнивает себя с окружающими и называет своё действие неэффективным, у него исчезает сопротивление и включается мотивация на смену привычки и начало отработки новой. Он сам себе «продаёт» необходимость измениться. Игра помогает ему в этом.

Не менее важно, чтобы участник чётко понимал, что от него хочет тренер. Причём и здесь появляются явный и скрытый результаты, которых достигает тренер. Явный результат игры должен быть максимально простым, понятным и достижимым для участника. И если ему сказали «прыгай, пока не допрыгнешь вот досюда», участник должен легко понять, где это «досюда», как правильно прыгать и как он узнает, что допрыгнул правильно. Тогда участник полагает, что понимает то, что происходит, угрозы нет, всё идёт как надо. А значит, вновь, сознание получает свою пищу, успокаивается и не сопротивляется.

Однако мало создать новую привычку. Её необходимо закрепить как некий «автоматический» навык, при этом бессознательный. Практика показывает, что в комфортной ситуации у любого человека достаточно времени на сознательный выбор множества вариантов действия. В ситуации дискомфорта человек «проваливается» до уровня базовой автоматической бессознательной реакции, то есть срабатывает чисто автоматический навык. Это действие не обязательно будет самым эффективным, но точно самым быстрым. Что и требуется для «выживания».

Поэтому задача тренера — не только сформировать у участника максимально эффективный навык, но и довести его до уровня автоматизма, бессознательной привычки. Такой, например, как вождение автомобиля или приготовление еды. Пока мы делаем что-то, постоянно думая над этим, размышляя над каждым своим движением, порядком фраз, точностью реакций, навык всё ещё формируется. И только когда он становится тем самым «мастерством, которое не пропьёшь», на уровне мышечной памяти, способностью действовать максимально верно и точно, не думая, лишь тогда можно говорить о закреплении навыка. А чтобы запомнить действие на уровне «автоматики», считается, что его необходимо повторить не менее 21 раза.

Игры для ума в этой книге структурированы так, чтобы помочь эффективно выполнить все четыре базовые функции тренера: инструктирующую, тренерскую, оценочную и управляющую. Игры для тела описаны под две из этих функций — инструктирующую и тренерскую.

Инструктирующая. Важно помнить о том, что краткая и четкая инструкция к игре облегчает участнику понимание задачи и усиливает интерес к её выполнению. К каждой игре даны дословные инструкции для участников.

Тренерская. Также важно отслеживать и исправлять неточности, возникающие в процесс игры, обращать внимание на различные процессы, фиксировать их. Для этих целей в описании каждой игры есть раздел «Точки внимания тренера».
Оценочная. Поскольку в играх для ума основной целью является облегчение понимания определённой темы или проблемы, к каждой игре написаны вопросы, которые важно задать участникам, чтобы вывести их на обсуждение. Эту функцию тренер также может передавать компетентным участникам или группе участников. Также бывает полезно передавать функцию оценки слабым (согласно диагностике) участникам, это даёт возможность увеличить степень ответственности и повысить эмоциональный настрой группы.

Управляющая. Эта функция касается умения тренера управлять обсуждением и приводить группу к определённым выводам. К играм добавлены комментарии, описывающие возможные выводы из игры, мостики к темам. Важно помнить, что это лишь примеры. Тренер лишь задаёт направление, не подгоняя участников под правильный ответ. Тренер задёт направление. Участник всегда идёт сам.

В этой книге объединены два типа игр — игры для ума и игры для тела. Игры для ума позволяют выходить на обсуждение определенных тем и проблем. Игры для тела дают возможность расслабить, взбодрить, сбросить напряжение. На самом деле подобное деление весьма условно. Я не раз убеждалась в тренингах, что даже самые телесно ориентированные игры можно легко привязать к той или иной теме, вытащить дополнительные смыслы.

Задача книги — стать помощником в тренингах, где тренер работает и через голову, и через тело, обходя сопротивление, снимая усталость, стрессы, проявляя неочевидное, меняя привычки и закрепляя новые навыки.

Эта книга будет полезна, в первую очередь, для начинающих тренеров. Они часто обращаются ко мне после тренингов с вопросом: «С чего начать? Как получить такой опыт?». Именно начинающему тренеру при проведении игр часто не хватает опыта, который позволяет «увидеть», как правильно дать чёткую и понятную инструкцию участникам, какие вопросы задать, чтобы привести их к определенным выводам. В этой книге начинающий тренер найдет для себя достаточно подробные и понятные объяснения, что и как делать, на что обращать внимание, как проводить обсуждение и делать выводы вместе с группой.

Я также не исключаю, что и опытные тренеры найдут в этой книге новые толкования и взгляд с иной стороны на некоторые хорошо известные игры, а также новые идеи для своих тренингов.

В заключение я хочу сказать отдельное спасибо:

  • моим родителям и близким, которые во всём меня поддерживают;
  • моим первым тренерам, благодаря которым я стала тренером и начала собирать свою базу игр, притч и тренерских баек — Светлане и Владимиру Лукьяновым (Санкт-Петербург), Дмитрию Григорьеву, Алексею Бодунгену и Виталию Матросову (Москва), Наталье Кирийчук и Кире Гребенник (Новосибирск);
  • моим давним друзьям-тренерам — Ларисе Корниловой (Петрозаводск), Дмитрию Антонюку (Санкт-Петербург), Людмиле Смирновой (Тосно) и моим нынешним коллегам из «Руны»: Снежанне Колесниковой, Павлу Зыгмантовичу, Константину Костенко, Алексею Бордунову, Елене Дейнего, Евгении Бондаревой, Марии Егоровой, Ольге Саначиной и Светлане Бессудновой — за постоянный стимул к развитию и неустанное пополнение моей тренерской копилки вот уже более десяти лет.
Кононович К.Ю. "Игры в тренинге для ума и тела". — СПб.: Речь, 2010, 128 стр., ISBN 978-5-9268-0907-4

Моя книга на сайте издательства

Комментариев нет:

Отправить комментарий