11 января 2010 г.

Опоздание участников на тренинг


Многие тренеры сталкиваются с ситуацией, когда в «разогретую» группу, через 15-20 минут или через час-полтора после начала тренинга, входят один-два или более участников (или участниц). Всегда происходит одно и то же: участники отвлекаются на опоздавших, опоздавшие начинают «перетягивать одеяло на себя» — шуршат и устраиваются поудобнее, задают вопросы, которые уже были обсуждены на тренинге, что заставляет тренера и группу возвращаться назад. В результате — серьезная потеря времени и внимания.

Для меня опоздание на полтора часа — это уже сигнал. Или случилось что-то из ряда вон, или…
  • тренинг не слишком не значим для человека, он не придает ему очень большого значения и не видит большой беды в том, что что-то пропустит (как вариант, цена за тренинг слишком низкая, чтобы тренинг воспринимался как нечто ценное и важное),
  • внутренний конфликт, эго защищается от изменений, не хочет нарушения стабильности, и эта защита слишком велика, участник с трудом с ней справляется (вплоть до того, что может не придти на второй день),
  • есть негативный опыт с прошлых тренингов («В начале ничего интересного: игры какие-то и беседы ни о чем…»),
  • отправлен тренинг вопреки собственному желанию.

Что бы там ни было — симптом один: тело сопротивляется. Голова может ещё не знать или не осознавать до конца, искать вполне логичные причины и обоснования, но тело никогда не врёт. Оно просто не хочет туда идти и сделает всё возможное, чтобы хотя бы оттянуть неприятный по каким-то причинам момент.

Как же быть тренеру с опозданиями, чтобы минимизировать потери времени и внимания пришедших вовремя участников, помочь справиться с опозданиями на будущее?


Отдельный разговор. Как показывает моя практика, с сильно опоздавшими нужен отдельный разговор на осознание во время ближайшего перерыва. Достаточно предложить человеку подумать, почему ему на самом деле не хотелось идти, стоит ли оставаться там, где не хочется, а если всё же хочется — придумать для себя инструмент, который позволит отслеживать своё сопротивление и поможет приходить вовремя как с перерывов, так и к началу тренинга в последующие дни.

Правило+штраф. Ввести в начале тренинга правило «Приходить вовремя» и штраф за нарушение:

«Опоздание на 5 минут = 1 пакету сока или 1 кг фруктов в пользу всей группы. Каждые пять минут считаются с начала первой, шестой и т.д. минуты опоздания».
Консалтинговая группа "Руна"

«При опоздании на тренинг опоздавшие на 5 минут будут делиться со всей группой первым сексуальным опытом. Если этого по велению судьбы не произошло, делиться эротическими фантазиями. На мое удивление группа собиралась на 20-30 минут раньше назначенного времени. На мой вопрос: «Почему вы так рано собираетесь?» я услышал ответ: «А может, кто-нибудь опоздает!?».
Орнбек Бекмагамбетов, «Евросеть», Центр оценки и развития (Юг)

«Опоздавший должен был кукарекать столько раз, на сколько минут задержался. От нашей квартиры до офиса было недалеко, но мы все равно приходили впритык. В последний день мы вчетвером дружно все же опоздали на 10 минут... Пришлось так же дружно кукарекать 10 раз. Это шоу даже заснято на видео».
Анна Соколова, «Евросеть», Центр оценки и развития (Дальний Восток)

Компенсация. «Большинство участников группы задержалось минимум на 30 мин. Это был классный пример для начала занятия. Пример того, что если мы сейчас даем «меньше», то позже нам нужно дать «больше», таким образом, извинения за опоздания на работу сменяются компенсацией своего отсутствия. Группа работала больше на 1,5 часа без возражений, что время их присутствия на занятии окончено».
Андрей Лещинский«Евросеть», Центр оценки и развития (Юг)

Постепенное включение. Опоздавшему: «Сиди за кругом пока не поймёшь, что происходит. Когда понял — присоединяйся». Это приём передачи ответственности и за само опоздание, и за понимание. Но такое подходит только для мотивированных, активных групп, которые хотя бы на словах подписались, что хотят участвовать и понимать.
Леонид Кроль, Екатерина Михайлова "Тренинг для тренеров: как закалялась сталь"

Перенос акцента. Для тех, кто ждёт опоздавших, чьё внимание двоится. Например, группа ждёт нескольких человек, они важны и группа без них не начинает работать: «Сейчас я скажу несколько вещей, которые не очень важны. Поэтому ни в коем случае их не записывайте, и вообще, слушайте в четверть уха. А внимание у нас там, в коридоре: не раздадутся ли шаги? Я чувствую, что группа кого-то ждёт. Это так? Ну вот, давайте и будем ждать». После этого говорятся не самые главные, но достаточно важные вещи. Всё, что скажете, прекрасно запомнится.
Леонид Кроль, Екатерина Михайлова "Тренинг для тренеров: как закалялась сталь"

Бонус. Тренинг начинается вовремя, тренер проговаривает: "Люди, пришедшие вовремя, имеют право на дополнительные бонусы, в частности на то, чтобы не ждать никого" (Павел Зыгмантович)


Комментариев нет:

Отправить комментарий