11 января 2010 г.

Игры: истории-головоломки


Игры-головоломки можно использовать в тренингах по коммуникации, продажам, командообразованию для диагностики, демонстрации разницы между открытыми и закрытыми вопросами, выхода за рамки мышления, сплочения команды, демонстрации процесса обмена информацией, неосознаваемой конкуренции, а также для диагностики компетенций на ассессмент-центрах.

ТЕМА КОММУНИКАЦИЙ

Цель игры. Показать важность использования открытых вопросов и бесполезность, неэффективность закрытых вопросов в ситуации сбора информации. Помочь выходу участников за рамки мышления.

Формат игры. «Горячий стул». Один участник — водящий — в центре на стуле отвечает, остальная группа задаёт ему вопросы.

Участники. Любое количество.

Длительность. 10-15 минут.

Материалы. Не требуются.

Правила проведения. Тренер выбирает одного участника водящим, выводит его за дверь или в сторону и даёт ему скрытую инструкцию. Затем оба возвращаются, и тренер объясняет задание группе. Группа задаёт вопросы водящему, тот отвечает согласно инструкции.

Затем наступает момент, когда все стереотипные вопросы исчерпаны, а ответ еще не найден. В этот момент важно не прерывать паузу, а наоборот, обратить внимание участников на то, что закрытые вопросы неэффективны. После этого группа обычно начинает задавать новый поток вопросов, кто-то в группе сдвигает свою рамку и рамку группы (А может, Адам, это и не человек?) и группа находит правильный ответ.

Точки внимания тренера. Это упражнение вызывает живой интерес и искреннее желание узнать правильный ответ. Часто поначалу участники ведутся на шаблоны в своей голове и, исходя из них, задают первые вопросы (Адам и Ева — первые люди, Адам уронил яблоко и т.п.).

Тренер считает закрытые вопросы, записывает несколько примеров вопросов из начала игры и несколько вопросов после выхода за рамку мышления (перестали думать, что Адам и Ева — первые люди).

Пока участники спрашивают, тренер фиксирует, сколько закрытых вопросов они задали, чтобы найти ответ на два вопроса. Важно отслеживать и пресекать попытки участников задавать открытые вопросы.

Важно не затягивать это упражнение дольше 15 минут. Если группа в тупике и времени мало, можно предложить группе сформулировать открытый вопрос, сказав, что нужен всего лишь один открытый вопрос получения всей исчерпывающей информации.

Обычно самый догадливый участник задает этот вопрос: «Что уронил Адам?». После этого тренер завершает игру, задаёт группе вопросы, чтобы сделать необходимые выводы, подвести к нужной теме.

Инструкции.

Всей группе: «Мне нужен один участник — водящий».

Скрытая инструкция водящему: «Только ты будешь знать правильный ответ к задаче. Задача такова — Адам уронил предмет, и Ева умерла. Участники должны найти ответ на два вопроса:

  • какой предмет уронил Адам?
  • кто такая Ева?

Ответ на эту задачу — Адам уронил аквариум. Ева — рыбка, которая задохнулась без воды, так как аквариум разбился». На все вопросы группы ты можешь отвечать только «да», «нет» или «нет информации»».

Группе после того, как выбран водящий и ему дана скрытая инструкция: «Итак, задача для вас — Адам уронил предмет, и Ева умерла. Вы должны найти ответ на два вопроса:

  • какой предмет уронил Адам?
  • кто такая Ева?

Только водящий знает правильный ответ к этой задаче, но вы можете задавать водящему только закрытые вопросы. Водящий имеет возможность отвечать только «да», «нет» либо «нет информации». Понятно ли вам задание?».

Вопросы при обсуждении игры:

  • Как думаете, сколько закрытых вопросов вы задали, чтобы получить нужную вам информацию? Сколько времени на это ушло?
  • А сколько открытых вопросов достаточно было задать, чтобы получить ту же информацию? Сколько времени на это понадобилось бы?
  • Когда мы разговариваем с клиентом, какие вопросы будут эффективнее для получения от него информации? Почему?
  • В чём преимущество открытых вопросов перед закрытыми при продаже, диагностике ситуации клиента?
  • Когда вы задавали закрытые вопросы, что ещё мешало выйти на правильный ответ? Чем отличались ваши закрытые вопросы в начале и в конце? 

Если группа не понимает, приводите примеры их вопросов с шаблонами мышления и вопросы, заданные уже после выхода за рамки мышления.

Выводы, к которым приходит группа. Нам необходимо задавать от 20 до 40 закрытых вопросов там, где мы могли обойтись 1-2 открытыми. Если мы хотим узнать, выяснить что-либо, нам нужно задавать открытые вопросы. Например, при выяснении потребностей клиента, во время интервью при подборе персонала, в ситуации выяснения основной мотивации подчиненных и т.п.


ТЕМА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ

Цель игры. Понять разницу между конкурирующим и взаимодействующим поведением в команде. Изучить технику межкомандного взаимодействия.

Формат игры. Работа в малых группах-командах.

Участники. От 20 человек (не менее 4 человек на одну малую группу).

Длительность. 60-90 минут.

Материалы.

  • 5 конвертов, пронумерованные от 1 до 5. Каждое предложение головоломки напечатано на отдельной карточке. Буквы помогают командам сориентироваться в порядке следования фраз. Цифры в скобках указывают, в какой конверт изначально должна быть помещена карточка. Все карточки, помеченные цифрой 1, помещаются в конверт под номером 1 и т.п. Если группа меньше 20 человек, соответственно берётся меньшее количество головоломок и конвертов.
  • Инструкции для малых групп (заготовка на флип-чарте).
  • Скрытые инструкции для наблюдателей (на отдельных листах).
Правила проведения. Сформируйте 5 команд минимум по 4 человека в каждой. Присвойте командам номера от 1 до 5. В каждой команде найдите добровольца-наблюдателя. Выдайте им листы с инструкциями, дайте пояснения при необходимости.

Проинструктируйте все команды — озвучьте задание и условия его выполнения, а также вывесьте флип-чарт с их описанием. Раздайте командам конверты.

Завершите игру обратной связью от команд и обсуждением хода и результатов игры.

Инструкции.

Для команд: Задача каждой команды — найти ответ на вопрос, заключенный в истории. Чтобы выполнить задание, команда должна сделать две вещи:

  1. собрать все части истории,
  2. найти правильное решение.

Команда не может давать ответ, пока не соберёт все недостающие части головоломки.

Чтобы собрать все недостающие части истории вы должны вести переговоры с другими командами, соблюдая следующие правила:

  1. Одновременно команду может покидать для ведения переговоров только один член команды.
  2. Каждый участник команды должен иметь хотя бы одну возможность провести переговоры с другой командой.
  3. Во время переговоров с любым количеством команд можно поменять не более двух карточек с частями истории.

Для наблюдателей:
Ваши задачи:

  1. Наблюдать за работой своей команды.
  2. Делать заметки, включая в них, по возможности, высказывания участников команды. Отмечайте то, что помогает и мешает команде.
  3. Сделайте краткое резюме того, что было сказано и сделано. Подводя итоги, используйте следующие определения:
  • конкурирующее поведение — работа против других команд;
  • взаимодействующее поведение — работа совместно с другими командами;
  • поведение, ориентированное на задание — фокусировка на выполнение задания;
  • стратегическое поведение — представление общей картины;
  • поведение в ходе всего процесса — как взаимодействуют между собой участники команды;
  • стимулирующее поведение — конструктивный спор;
  • невербальное поведение — общение без слов;
  • дисфункциональное поведение — например, нет совместного обсуждения или происходит монополизация процесса кем-либо и другие не могут высказать свою точку зрения;
  • комментарии.

ГОЛОВОЛОМКИ (варианты)

Головоломка № 1
(4) (а) Недавно английские археологи, занимались научными изысканиями на горе Эверест.
(3) (б) Они обнаружили на горе хорошо сохранившиеся останки.
(1) (в) Было установлено, что эти останки принадлежат Адаму и Еве.
(2) (г) По каким признакам археологи смогли абсолютно точно установить, что останки принадлежат Адаму и Еве?

Ключ: На хорошо сохранившихся останках Адама и Евы не было пупков.

Головоломка № 2

(5) (д) Ненастный осенний день, идет небольшой дождь.
(4) (е) Возле ворот стоит человек.
(2) (ё) Навстречу к нему бежит толпа людей.
(3) (ж) Вдруг человек падает.
(1) (з) Что за толпа людей бежала навстречу и почему человек упал?

Ключ: Игра в футбол. Бегущая навстречу толпа — футболисты, человек у ворот — вратарь.

Головоломка № 3

(1) (и) Человек приехал в командировку в другой город и поселился в гостинице.
(3) (к) Устав после трудного дня, он поужинал и лег спать.
(5) (л) Посреди ночи он внезапно включил свет, встал с постели, разыскал телефонную книгу и, найдя в ней какой-то номер, набрал его.
(2) (м) Однако, дождавшись, когда на другом конце провода поднимут трубку, он тут же положил свою и, довольный, лёг спать.
(1) (н) Кому и почему он звонил?

Ключ: Звонил соседу, который храпел за стенкой.

Головоломка № 4 
(2) (о) Мистер Смит и его сын ехали в автомобиле.
(4) (п) Автомобиль попал в аварию.
(3) (р) Отец погиб на месте.
(2) (с) Сын был серьёзно ранен и в критическом состоянии доставлен в больницу.
(1) (т) Хирург взглянул на него и сказал: «Я не могу оперировать его, это мой сын Артур».
(5) (у) Как вы объясните это?

Ключ: Хирург — мать Артура.

Головоломка № 5
(1) (ф) Два владельца лошадей поспорили, чья лошадь медленнее.
(5) (х) Каждый настаивал, что его лошадь — самая медленная.
(1) (ц) Чтобы разрешить спор, они устроили состязание.
(2) (ч) Но оба не верили, что партнёр поскачет во весь опор, а не станет сдерживать свою лошадь.
(3) (ш) Как они могут всё же установить, чья лошадь и в самом деле скачет медленнее?

Ключ: Участвовать в скачках на лошади соперника.

Источники:
К.Ю. Кононович "Игры в тренинге — для головы и тела", СПб.: Издательство "Речь", 2010.
Г. Паркер, Р. Кропп "Формирование команды" (сборник упражнений для тренеров), СПб.: Издательство "Питер", 2002.

Комментариев нет:

Отправить комментарий